Советы собственникам:
Нужно ли владельцам квартир платить за содержание общедомового имущества?
Должны ли они оплачивать капремонт, налоги на имущество и совершать другие
траты, связанные с жилой собственностью? Многие на эти вопросы довольно часто
получали утвердительный ответ. Расскажем, что на деле показывает судебная
практика.
· моральный вред,
причинённый квартирантами
Собственник квартиры в многоквартирном доме сдал её в аренду. Квартиранты в
период эксплуатации жилья курили на балконе, а дымящиеся окурки бросали на
балкон соседа. Тот подал в суд на хозяина квартиры, поскольку семье истца
приходилось дышать табачным дымом, который проникал с балкона.
Но суд постановил, что, поскольку личной вины владельца квартиры не было,
то он не должен платить за моральный вред, причинённый его жильцами. Право
истца на здоровье нарушили квартиранты – они и должны платить (1-й КСОЮ, опред.
№ 88-22464/2021).
· содержание и
благоустройство придомовой территории
В одном многоквартирном жилом доме жильцы много месяцев подряд получали от
управляющей компании дополнительные счета за благоустройство земельного
участка. Однако владелец одной из квартир решил ознакомиться с копией протокола
общего собрания собственников, и оказалось, что тариф на данную услугу утверждён
не был. В связи с этим он не стал оплачивать эти счета и потребовал перерасчёт.
Управляющая компания не согласилась с этим требованием, и жильцу пришлось
решать вопрос в судебном порядке. Дело дошло до Верховного Суда РФ.
Результатом стало признание незаконным требования платы за содержание и
благоустройство придомовой территории (ВС РФ, опред. № 5-КГ21-42-К2). Тариф за
эту услугу не был утверждён на общем собрании собственников, что подразумевают
Правила № 491, п.п. 16-17. Согласно этому документу, перечень работ и услуг в
рамках содержания общедомового имущества утверждается на общем собрании
собственников. Эти правила касаются и порядка их финансирования.
Поэтому, если общее собрание владельцев жилья в многоквартирном доме не
принимало решения об одобрении тарифов за содержание и благоустройство
земельного участка, эту услугу нельзя выделять в отдельную статью расходов, как
и требовать за неё дополнительную плату.
· неисправный лифт
Лифты относятся к общедомовому имуществу, и управляющая компания ежемесячно
получает от собственников жилья плату за их содержание. Но, если их
обслуживание и ремонт производятся некачественно, плату положено снизить (п.6
Приложения к Правилам № 491).
Поэтому, если, например, своевременно не был выполнен ремонт лифта, из-за
чего он вышел из строя, управляющая компания должна сделать перерасчёт платы за
его содержание с учётом периода простоя и выслать собственникам жилья платёжки
с меньшей суммой. При этом неважно, в каком подъезде не работал лифт – владельцы
всех помещений в доме не обязаны оплачивать его содержание в период простоя.
· поверка и ремонт
общедомовых счётчиков
Согласно разъяснению Минстроя РФ (Письмо от 17.03.2022 № 10955-ОЛ/04), эта
статья расходов ложится на управляющую компанию. У владельцев квартир нет
обязанности оплаты ремонта и поверки общедомовых счётчиков.
Если же от управляющей компании поступило требование жильцам дома о сборе
дополнительных средств на поверку или ремонт общедомового счётчика, можно
сообщить ей, что Правила № 491, п.п. «к» п.11, устанавливают, что эта процедура
включается в содержание общего имущества дома. В документе прописано, что
установка общедомовых приборов учёта, ввод в эксплуатацию и обеспечение их
надлежащей работы входят в содержание общедомового имущества. И только счётчики
электроэнергии должны содержать гарантирующие поставщики. А значит, поверку и
ремонт общедомового счётчика должна производить управляющая компания,
предварительно заключив с владельцами квартир договор управления дома. Брать
дополнительную оплату за это с жильцов дома незаконно, что подтверждается
ст.161 ЖК РФ. |