Хоумстейджинг
Как подготовить квартиру к предстоящей продаже?
Прошли времена, когда практически любая
недвижимость продавалась быстро и без особого труда. Прошлое вспоминается как
сладкий сон. Теперь предложение на рынке недвижимости растет, покупателям есть
из чего выбирать, и они выдвигают свои условия. Даже существенная скидка - не
гарантия успешного совершения сделки. В современных условиях оказывается в
выигрыше продавец, умеющий правильно подготовить квартиру к продаже.
Термин Home Staging возник в Америке
70-х годов. Автором является риелтер Барбара Шварц, пришедшая на рынок
недвижимости с подмостков театра. Время было неудачное: в США наблюдался
заметный спад продаж жилья. Новая методика Барбары оживила вялый бизнес. Ее
опыт подхватили другие, и он широко распространился в Америке. Создатель
хоумстейджинга действительно стала процветающим риелтером - с ее личным
участием было продано свыше 5 тысяч домов. После завершения активной
деятельности бизнес-леди занялась преподаванием. На ее занятиях с 1985 года
побывали более миллиона человек.
Хоумстейджинговые компании получили
широкое распространение в США и Европе. Они объединены в профессиональные
союзы. На тему предпродажной подготовки жилья написано множество книг,
проводятся мастер-классы, семинары и обучающие курсы.
Хоумстейджинг - умение показать товар
лицом, подчеркнуть его положительные стороны и избежать разговора о неприятном.
Произведенное на будущего покупателя впечатление побуждает его совершить
сделку. Затраты риелтора минимальные, не выполняется дорогостоящий ремонт или
оригинальное дизайнерское оформление квартиры. С помощью нескольких легких
штрихов недвижимость заиграет всеми красками в глазах покупателя и понравится
ему.
Хоумстейджер должен быть хорошим
психологом, помимо совершенного владения профессией риелтора, умением разбираться
в маркетинге и дизайне. Тонкости хоумстейджинга
После того, как в
квартире поработал профессиональный дизайнер, ее бывает трудно продать. Вроде
бы красиво и оригинально, и ремонт проведен на славу, но потенциальные
покупатели уходят. Многие не любят в своем жилье интерьер, оставшийся от
прежнего владельца. Необычное оформление может вызвать любопытство и восторг,
но не желание стать хозяином квартиры или дома. Вкусы и пристрастия у каждого
свои, учет этого - один из важнейших моментов в работе риелтора.
Изменить
настроение клиента способна любая мелочь. Занавески дают ощущение уюта в доме,
яркие лампочки приносят радостную атмосферу, обои скромных расцветок вызывают
умиротворение. На окончательное решение покупателя влияют даже звуки, которые
раздаются по соседству, и оставшиеся запахи. Все эти факторы приходится
учитывать хоумстейджеру. Важный прием - деперсонализация недвижимости. В ней
ничего не должно напоминать о прежних владельцах. Такую квартиру гораздо легче
признать своей и поселиться в ней.
Следует убрать из
жилья личные вещи, декоративные элементы, сделать интерьер нейтральным и
стандартным. Неприемлемы картины и копии дипломов на стенах, сувениры и
награды, детские игрушки.
Квартиру не нужно
совсем опустошать, но избыток мебели тоже вредит. Ее небольшое количество, при
грамотной расстановке - наилучший вариант. В каждой комнате стоит оставить
два-три предмета из обстановки. Правила хоумстейджинга предписывают умело
использовать минимальное количество декораций. Это может быть ваза с
искусственными цветами, привлекательные занавески. Обязательно должны быть
зеркала - но в хорошем состоянии, без повреждений и загрязнений. Особое
внимание следует уделить тщательной уборке: чистота нужна повсюду, в каждом
уголке квартиры. Окна и осветительные приборы чистят в первую очередь.
В квартире надо позаботиться о
хорошем освещении. Если для этого мало висящей на потолке люстры, можно
повесить на стену бра или поставить на стол торшер. Что касается запахов -
перед приходом каждого клиента профессиональные хоумстейджеры тщательно
проветривают жилье. Для освежения воздуха применяют специальные ароматизаторы.
Чтобы создать в
доме атмосферу особенного уюта, профессионалы проявляют свои актерские
способности - заваривают свежий ароматный кофе и приносят домашнее печенье,
которым угощают клиентов. Это производит очень благоприятное впечатление.
Потенциальный покупатель привыкает к жилью, как к своему, где он в уютной
домашней обстановке приятно проводит время.
В арсенале
хоумстейджера много подобных тонкостей. Профессиональные приемы помогают
исподволь завоевывать доверие клиента, приводить его в благостное расположение
духа.
В России риелторы
только начинают знакомиться с хоумстейджингом. Многие еще верят в продолжение
прежних «золотых» времен, другие осторожно вникают в подробности американской
методики.
Нынешнее поколение
риелторов окрепло еще в период, когда стоимость жилья резко росла, следуя за
динамикой нефтяных цен. Тогда легко было продать и сдать любую, даже
полуразрушенную жилплощадь. Жильцы охотно поселялись в квартирах, приведенных
хозяевами в ужасное состояние. А при покупке внешний вид жилья не имел
значения, если удавалось хоть немного сбить цену.
Теперь ситуация в
корне иная. Выросли многочисленные новостройки, оттянув на себя часть спроса.
Столичные жители привыкли к комфорту. Их уже не устроит древнее облезшее кресло
в квартире и полное отсутствие современной кухонной техники. Арендаторы и
покупатели стали замечать торчащие провода в только что сданных строителями
квартирах и погрешности дизайнерского ремонта, от которого у них порой волосы
поднимаются дыбом. В таких условиях хоумстейджеры помогают навести хотя бы
минимальный порядок.
В конечном итоге, приведение
продаваемого жилья в порядок - забота владельца. Он и должен нести расходы.
Владелец может справиться с этим самостоятельно, или недорого нанять
профессионалов. Но настоящий хоумстейджинг пока еще редкость в России и странах
СНГ. Крупные риэлтерские агентства в лучшем случае пожелают сделать уборку в
доме и выбросить лишний хлам. Небольшие обычно ограничиваются консультациями,
хотя называют их звучными словами в соответствии с модой. Но за советы берут
приличную оплату. В реальности владельцам самим приходится заниматься
хоумстейджингом, заплатив попутно комиссию риелтору и за консультации.
На этом фоне
крайне выигрышно выглядит агентство, сотрудники которого способны
непосредственно организовать подготовку квартиры (поручив тяжелую и грязную
работу профессиональным строителям). Затраты владельца квартиры при этом
разумно оцениваются в зависимости от площади жилья. Они увеличивают продажную
стоимость квартиры и входят в нее. Хотя в первую очередь повышается ликвидность
недвижимости, ее, возможно, продать намного быстрее. А слишком поднимать цену
нереально в нынешних условиях избытка предложения. Мелкие риелторы сами выполняют работы, вплоть до
очистки квартиры с тряпкой в руках от копоти на потолке, оставшейся еще с
советских времен, когда трудные подростки развлекались спичками. Люди, которые
не боятся физического труда, в таком случае выигрывают. Если сделка будет
успешной, их вознаграждение будет гораздо большим, чем стандартная оплата труда
горничных и строителей. Самые предприимчивые покупают за свой счет дешевые, но
привлекательные предметы для украшения интерьера. Практика показывает, что
затраты себя оправдывают. На форумах риелторов рассказывают немало
занимательных историй о своих успехах в хоумстейджинге.
Немного дополнительной информации:
|