Сдаем помещения под магазин или офис для заработка
Обладатели некоторой суммы, достаточной для инвестиции в недвижимость,
часто задаются вопросом – куда лучше вложить деньги: в квартиру или в
коммерческое помещение? Традиционно
зарабатывают на аренде жилья. Однако некоторые инвесторы предпочитают
квартирам небольшие офисы, салоны красоты, магазины. Правы ли они, и в чем
особенность инвестирования в такие объекты? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Вложение капитала в коммерческую недвижимость имеет определенные
преимущества по сравнению с получением дохода от сдачи в аренду квартиры.
· Это выгодно
Арендная ставка на коммерческое помещение выше, чем на жилое. При этом
сроки окупаемости вложений меньше. Достаточно сравнить доход от аренды
двухкомнатной квартиры 50 кв.м и офисного помещения того же размера и
приобретенного по той же цене в некрупном бизнес-центре. Квартиру в спальном
районе, приобретенную на этапе котлована, после сдачи дома в эксплуатацию можно
сдать где-нибудь за 35-40 тыс. руб. При этом понадобится дополнительно
вложиться на капитальный ремонт и покупку мебели, на что уйдет еще около 1 млн
руб. В целом, чтобы окупить все вложения, понадобится не менее 17 лет. Если же
в аренду сдается офисное помещение, то затраты на покупку, ремонт и мебель
должны окупиться уже где-то через 7-8 лет при арендной ставке 20 тыс. руб. за 1
кв.м в год.
Если же помещение имеет торговое назначение, то на него и арендная ставка
выше, и срок окупаемости еще короче. Именно поэтому многие эксперты отмечают
лидирующие позиции доходности для стрит-ретейла. Для спальных районов уровень
дохода достигает 10-12%, для районов в центре Москвы – 8-10%.
· Это стабильно
Коммерческая недвижимость обычно сдается на более длительный срок, чем
жилая. Так, договор на аренду торговых помещений заключается на срок от 2 до 20
лет, обычно – не менее 10-15 лет. Благодаря этому арендодатель получает
стабильный доход на длительное время. Сдать квартиру на такой срок вряд ли
получится, к тому же велик риск, что арендатор затянет с уплатой арендной
платы, а то и вовсе не заплатит за аренду или испортит имущество в квартире.
Если же сравнивать удобство сдачи в аренду коммерческой собственности и
нескольких жилых объектов, то времени и средств на управление арендой,
например, двух офисных помещений в одном бизнес-центре арендодатель потратит
гораздо меньше, чем на сдачу двух квартир. Так, часто арендатор коммерческого
помещения делает ремонт сам, а компенсация расходов обеспечивается арендными
каникулами. Если же в аренду сдается квартира, то все расходы и организация
ремонта ложатся на арендодателя.
· Это официально
Заключение договоров на аренду коммерческих площадей позволяет сделать этот
рынок более прозрачным, по сравнению с рынком аренды жилой недвижимости.
Поэтому решать возникшие споры гораздо легче.
Тем не менее, следует помнить, что успех сдачи в аренду коммерческого
помещения зависит от многих факторов. Это и расположение объекта, и его
планировка, и транспортная доступность. И даже само назначение – офисное,
торговое, услуги и т.д. – влияет на будущий доход. Поэтому покупатель
коммерческой недвижимости должен все тщательно просчитать. И в первую очередь –
какой объект будет пользоваться спросом.
Коммерческая
недвижимость с высоким спросом
Наиболее востребованными на московском рынке недвижимости, особенно в новых
районах, остаются площади, предназначенные для оказания услуг: салоны красоты,
кофейни, спортивные студии, детские и медицинские центры. Популярны помещения
для торговли, например, под продуктовые магазины. Особенно высоким спросом
пользуются помещения в районах с большой плотностью населения и с высокой
проходимостью. Быстро уходят объекты, которые находятся на первой линии домов.
Неплохо, если коммерческая площадь размещается в бизнес-центре или торговом
центре. Если же помещение имеет свободное назначение и находится не на первой
линии жилых домов, то его уже будет сдать в аренду гораздо труднее.
Что же касается приобретения офисных помещений, то здесь необходимо иметь
четкий бизнес-план. Надо понимать, кто может взять в аренду эти площади, на
какой срок их можно сдать. Особенно это касается объектов, расположенных не на
первой линии домов. Приобретение помещений высокого класса в местах с большой
деловой активностью инвестор с незначительным капиталом вряд ли потянет. А
покупка более простых объектов чревата рисками, связанными с долгим простоем площади.
Поэтому, чтобы вложение денег не стало убыточным, лучше иметь профессионального
управляющего инвестиции в коммерческую недвижимость.
Цена вопроса
Во сколько же обойдется купить или сдать коммерческое помещение? Цены
разные – в Москве можно найти площади от 35 тыс. руб. за 1 кв.м до 1.5 млн руб. При этом стоимость объекта
всегда зависит от его доходности. Конечно, в этом случае не стоит гнаться за
дешевизной – ведь по низкой цене можно приобрести коммерческую площадь, которую
в дальнейшем невозможно будет сдать.
Купить небольшую коммерческую площадь в новом здании где-нибудь в спальном
районе обойдется в 30-65 млн руб. Сдать в аренду такое помещение получится за
500–600 тыс. руб. Срок окупаемости его составит 8–9 лет, а его доходность –
11–12%.
Если планируется приобрести торговую
площадь высокого класса в центре столицы, то здесь уже придется выложить сумму
от 100 млн руб. Небольшое помещение в центре Москвы стоимостью до 120 млн руб.
можно сдать по арендной ставке 0,7–1 млн руб. Срок окупаемости такого объекта
составит около 10 лет.
Стоит внимательней приглядеться к новым жилым комплексам – здесь часто
встречаются выгодные предложения, при этом уже есть арендаторы. Так, в ближнем
Подмосковье бывают предложения помещений площадью около 35 кв.м. Такие объекты
можно купить за 3,2 млн руб., при этом уже есть арендатор и арендный поток
около 32 тыс. руб. в месяц. Часто девелоперы, возводящие новые жилые дома,
предлагают индивидуальные скидки для инвесторов, проводят акции.
Арендные ставки офисных помещений начинаются с 12,5 тыс. руб. за 1 кв.м. но
в основном их среднее значение достигает 18 тыс. руб. и выше. Торговую площадь
за 15 тыс. руб. за 1 кв.м в год можно снять на улице не на первой линии домов,
с низким трафиком. В 85 тыс. руб. за 1 кв.м в год обойдется торговая площадь в
центре столицы у станции метро.
Подбираем помещение
Покупка любой коммерческой площади должна иметь четкую цель – для чего
приобретается недвижимость? Нужно учесть не только долгосрочность вложений, но
и планируемую доходность, возможную степень участия в управлении арендой
помещения и т.д. Как подобрать
помещение
Перед покупкой коммерческого помещения необходимо сформулировать для себя
ясную цель приобретения — долгосрочные или краткосрочные инвестиции, ожидаемая
доходность, степень участия в управлении помещения и т. д., рекомендуют
эксперты «НДВ».
Коммерческая
недвижимость с высоким спросом
Наиболее востребованными на московском рынке недвижимости, особенно в новых
районах, остаются площади, предназначенные для оказания услуг: салоны красоты,
кофейни, спортивные студии, детские и медицинские центры. Популярны помещения
для торговли, например, под продуктовые магазины. Особенно высоким спросом
пользуются помещения в районах с большой плотностью населения и с высокой
проходимостью. Быстро уходят объекты, которые находятся на первой линии домов.
Неплохо, если коммерческая площадь размещается в бизнес-центре или торговом
центре. Если же помещение имеет свободное назначение и находится не на первой
линии жилых домов, то его уже будет сдать в аренду гораздо труднее.
Что же касается приобретения офисных помещений, то здесь необходимо иметь
четкий бизнес-план. Надо понимать, кто может взять в аренду эти площади, на
какой срок их можно сдать. Особенно это касается объектов, расположенных не на
первой линии домов. Приобретение помещений высокого класса в местах с большой
деловой активностью инвестор с незначительным капиталом вряд ли потянет. А
покупка более простых объектов чревата рисками, связанными с долгим простоем
площади. Поэтому, чтобы вложение денег не стало убыточным, лучше иметь
профессионального управляющего инвестиции в коммерческую недвижимость.
Цена вопроса
Во сколько же обойдется купить или сдать коммерческое помещение? Цены
разные – в Москве можно найти площади от 35 тыс. руб. за 1 кв.м до 1.5 млн руб. При этом стоимость объекта
всегда зависит от его доходности. Конечно, в этом случае не стоит гнаться за
дешевизной – ведь по низкой цене можно приобрести коммерческую площадь, которую
в дальнейшем невозможно будет сдать.
Купить небольшую коммерческую площадь в новом здании где-нибудь в спальном
районе обойдется в 30-65 млн руб. Сдать в аренду такое помещение получится за
500–600 тыс. руб. Срок окупаемости его составит 8–9 лет, а его доходность –
11–12%.
Если планируется приобрести торговую
площадь высокого класса в центре столицы, то здесь уже придется выложить сумму
от 100 млн руб. Небольшое помещение в центре Москвы стоимостью до 120 млн руб.
можно сдать по арендной ставке 0,7–1 млн руб. Срок окупаемости такого объекта
составит около 10 лет.
Стоит внимательней приглядеться к новым жилым комплексам – здесь часто
встречаются выгодные предложения, при этом уже есть арендаторы. Так, в ближнем
Подмосковье бывают предложения помещений площадью около 35 кв.м. Такие объекты
можно купить за 3,2 млн руб., при этом уже есть арендатор и арендный поток
около 32 тыс. руб. в месяц. Часто девелоперы, возводящие новые жилые дома,
предлагают индивидуальные скидки для инвесторов, проводят акции.
Арендные ставки офисных помещений начинаются с 12,5 тыс. руб. за 1 кв.м. но
в основном их среднее значение достигает 18 тыс. руб. и выше. Торговую площадь
за 15 тыс. руб. за 1 кв.м в год можно снять на улице не на первой линии домов,
с низким трафиком. В 85 тыс. руб. за 1 кв.м в год обойдется торговая площадь в
центре столицы у станции метро.
Выбираем помещение
Покупка любой коммерческой площади должна иметь четкую цель – для чего
приобретается недвижимость? Нужно учесть не только долгосрочность вложений, но
и планируемую доходность, степень участия в управлении арендой помещения и т.д.
Затем нужно обратить внимание на вероятность сдачи помещения в аренду: оно
должно быть максимально востребованным. После чего стоит соотнести стоимость
лота с потенциальным арендным доходом. Нужно учесть не только вид деятельности,
для которой пригодится данная недвижимость, но и то, нужна ли такая
деятельность в районе, где находится объект. Оценить нужно все – и транспортную
доступность, и трафик, и техническое состояние коммерческой площади, и даже
наличие парковок. Документации тоже нужно уделить внимание. Следует проверить
не только правоустанавливающие документы, но и распорядительные, технические,
основание для строительства и т.д., особенно, если это касается новостройки или
реконструкции.
Ликвидность торговых помещений оценивается по их расположению, площади,
планировке, юридической грамотности оформления документации. Арендная ставка
двух помещений в разных частях одного дома может различаться почти вдвое –
только потому, что трафик распределяется по-разному.
Наиболее универсальное для любого бизнеса помещение имеет правильную форму
и не слишком большую площадь. Оно будет наиболее ликвидно. При этом лучше
сдавать помещение сетевым арендаторам – таким как «Перекресток» или
«Пятерочка». Они лучше выдержат конкуренцию, если рядом откроются другие
продуктовые магазины, чем какая-нибудь «семейная» торговая точка. А значит,
более стабильны как арендаторы.
Выбираем район
Часто недостаточно опытные инвесторы принимают решение вложиться в
недорогую площадь в новом жилом районе. Их привлекает и сама сумма сделки, и
более низкая арендная ставка или акции. Однако это приобретение может оказаться
неудачным.
Бывает, что в районе уже достаточно высокая насыщенность продуктовыми
магазинами, из-за чего арендные потоки становятся нестабильными, а арендаторы
часто меняются. Такая же ситуация возникает, если район окончательно еще не
заселен жителями.
Чтобы уменьшить риски, при покупке коммерческой площади в новом спальном
районе лучше выбирать уже обжитое место с большим пешеходным трафиком. При этом
должно быть видно, каких магазинов в этом районе не хватает.
Учитываем нюансы
Если вы уже определились, кто может арендовать помещение, нужно
присмотреться к техническим характеристикам объекта. В частности, планировке,
назначению, витринному пространству, мощностям, визуальной доступности.
Продуктовые магазины требуют большого количества электронных мощностей, им
необходимо наличие зоны погрузки-разгрузки, вытяжки. Для аптек нужно не менее
75 кв.м площади. Косметические салоны и медицинские центры используют тяжелое
оборудование, поэтому помещение должно выдерживать высокий уровень нагрузки.
Учебные и детские центры не обойдутся без регистрации по адресу, а значит,
нужно быть готовым к решению различных бюрократических проблем. Рестораны и
кафе, расположенные внутри жилых домов, могут работать только до 22 часов. Все нюансы учесть сложно. Поэтому
лучше всего обратиться к помощи специалистов. Сотрудники нашего агентства дадут
вам профессиональную консультацию, благодаря которой можно уменьшить риски и
приобрести коммерческую площадь с максимальной выгодой для вас.
Почитать на досуге:
|