Как риэлтору выжить в кризис?
Каково риэлторам в кризис?
Когда
национальная платежная единица резко дешевеет - спрос на недвижимость
кардинально сокращается. Люди занимаются выживанием, а улучшение жилищных
условий, планы на переезд, ипотека или аренда, обмен и т.д. откладывается до лучших
времен. Сделки становятся редкими, с предсказуемыми сопутствующими
обстоятельствами - исключительно по необходимости, ради экономии. Риэлторам
выжить еще труднее - спад в экономике бьет по возможностям развития. Однако
именно выживание, как метод наименьшего сопротивления, для специфики этого
бизнеса губительно - оно ведет к медленному угасанию, в то время как для
спасения требуется мобилизация любых доступных ресурсов.
Развитие
вопреки обстоятельствам - это больше чем выживание по умолчанию, это одновременное
укрепление позиций на рынке. Стагнация экономики, отсутствие клиентов и падение
доходов - отличная мотивация для активных действий, а не для изобретения
способов экономии и тренировки терпения в ожидании перемен к лучшему. Особенно
если в биографии уже есть опыт подобных кризисов - к примеру, 2008 или 1998 г. Выплыть к новому
берегу нелегко, но возможно.
Разумеется,
трудно сохранять хладнокровие, когда вокруг паника. Надо понимать, что
захлестывающие людей эмоции в условиях кризиса - это нормально. А вот
реагировать следует адекватно. Например, в конце 2014 г. был всплеск спонтанных
вложений в недвижимость - люди спасали сбережения от обесценивания, но этот
ажиотаж быстро иссяк. Однако подобное может повториться. Суетиться по пустякам -
напрасная трата времени и сил, тем более незачем пытаться угадать дальнейшее
развитие ситуации.
Что делать?
Резать
все расходы - неразумно, подход к экономии должен быть рациональным, т.е.
оптимизация должна идти на основе детального анализа - где и как урезать, а где
наоборот добавить, в чем оказались ошибки прежних действий с позиции текущих
реалий и как их исправить (и/или больше не повторять). Наконец, лучше меньше,
чем совсем ничего - т.е. снижение заработка не так плохо, как полное его
отсутствие. Если в изменившихся условиях потенциальные клиенты не могут платить
за услуги риэлтора по старым расценкам - следует предлагать какую-нибудь
альтернативу. Пока ее не предложил кто-то другой, кому сильнее захочется
выжить. Это может быть даже непрофильная деятельность - которая раньше была
менее доходной или на нее просто не хватало времени.
Способно
отчасти улучшить ситуацию структурирование предлагаемых услуг - поэтапная
работа: проверка истории объекта недвижимости, составление договора, сопровождение сделки, прописка (и регистрация). Лучше продать хотя бы часть
профессиональных навыков и т.о. заработать часть упускаемой прибыли, чем
неизвестно сколько ждать неизвестно чего - никто ведь не гарантирует, что
ситуация к какому-то сроку улучшится (если вообще улучшится). Риск от новаций в
рамках профессиональной области минимален - практика быстро выявит самые
востребованные и конкурентоспособные предложения, а большинство тех, кто
попытается сэкономить на услугах агента, повторять это наверняка не захочет.
Спад
рынка не означает его полной остановки - кризис просто меняет устоявшиеся
правила. В стабильных условиях спрос высок, поэтому диктуют цены продавцы, а в
услугах агента нуждаются покупатели; в кризис ситуация зеркально меняется - самим
продавцам становится нужна помощь агента для заключения сделок. Также
перспективно сотрудничество с застройщиками, нередко являющимися и продавцами
одновременно - ведь перед ними встает аналогичная проблема: клиенты редеют,
конкуренция обостряется. В будущем налаженные связи позволят продолжить
зарабатывать на первичном рынке. Золотой
жилой могут оказаться связи в банках, работающих с ипотекой - в кризис ее
условия тяжелеют и помощь с доступным кредитом становится очень актуальной
сопутствующей услугой. Очень помогает видение перспективы и «отложенной»
выгоды: можно переманить в штат опытного специалиста у конкурента, повысить
лояльность клиентов (в т. ч. потенциальных), повысить качество услуг и
квалификацию персонала.
|